Включить изображения
Размер шрифта:
Сайт
НовостиОбщественный совет Открытые данныеПротиводействие коррупцииКонтакты

Зарубежный опыт противодействия коррупции

1029593230 (1).jpgЗарубежный опыт в области противодействия коррупции в Канаде

Правовую основу антикоррупционного механизма в Канаде составляют положения Уголовного кодекса страны, а также подписанные и ратифицированные международные документы по борьбе с коррупцией, в том числе Конвенция ООН против коррупции.

Заслуживает внимание национальный Закон «О коррупции иностранных государственных должностных лиц», который вступил в силу в феврале 1999 года и практически ежегодно обновляется.

В 2008 году Королевской конной полицией Канады было создано специальное подразделение по борьбе с международной коррупцией в Оттаве и Калгари. Его деятельность направлена на выявление, расследование и пресечение случаев подкупа, присвоения чужих финансовых средств и отмывания денег. Объектами мониторинга являются канадские и иностранные государственные служащие и их деятельность, связанная с «решением вопросов или обеспечением решения вопросов» в рамках выполнения служебных обязанностей. При этом в законе под бизнесом подразумевается не только извлечение прибыли, а также некоммерческая и благотворительная деятельность.

i (1).jpgВ 1985 году в Канаде принят Ценностный этический кодекс государственного служащего, содержащий правила поведения, которыми обязаны руководствоваться все государственные служащие в случае возникновения конфликта между их служебными обязанностями и личными интересами. Правила направлены на профилактику коррупционных преступлений, установление четких норм поведения всех государственных служащих в части "конфликта интересов" на госслужбе и после ее оставления, "минимизации возможности их возникновения и разрешения в случае возникновения в интересах общества".

В соответствии с Кодексом государственный служащий обязан делать все необходимое, чтобы исключить реальную возможность возникновения "конфликта интересов", его видимости, а также создания условий для его возникновения.

Канадским государственным служащим не рекомендуется иметь частные интересы, за исключением разрешенных кодексом, которые могут прямо и существенно касаться ведомства, в котором они работают, при условии, что они лично участвуют в осуществлении соответствующих действий. При поступлении на госслужбу служащие обязаны так реорганизовать свои частные дела, чтобы исключить возможность возникновения "конфликта интересов". Если он все-таки возник, его следует разрешить в интересах общества.

Государственные служащие не имеют права принимать различные подарки, подношения, стоимость которых может быть выражена в денежной сумме. Им не разрешается отклоняться от своих обязанностей для оказания помощи частным предприятиям или лицам в их делах с правительством, если в результате этого предприятие или лицо получат со стороны последнего предпочтительное отношение к себе по сравнению с другими.

Государственные служащие не вправе сознательно извлекать материальную выгоду из информации, которая еще не обнародована и стала им известна в результате выполнения своих служебных обязанностей. Ни прямо, ни косвенно государственные служащие не должны допускать использование государственной собственности для любых других целей, кроме тех, для которых она официально предназначена. После оставления государственной службы служащие не должны пытаться извлечь какие-либо преимущества, используя знания и возможности, полученные ими в период пребывания на службе.

Государственный служащий в течение 60 дней после назначения на службу обязан представить уполномоченному на то должностному лицу подробный конфиденциальный доклад о своем имуществе и обо всех прямых и существенных обязательствах, способных противоречить его должностным интересам.

Государственный служащий обязан отказываться от подарков, гостеприимства и иных личных материальных выгод в любой форме, которые могут повлиять на принимаемое им решение в рамках служебной компетенции. Более того, он не вправе воспользоваться предлагаемой ему лицами, группами или организациями, ведущими дела с правительственными органами, личной материальной выгодой. Вместе с тем он может их принять, если эти выгоды не выходят за рамки общепринятого в обществе, свидетельствуют об обычной вежливости или гостеприимстве. В случаях, когда невозможно уклониться от несанкционированных подарков, о них следует незамедлительно доложить уполномоченному должностному лицу своего ведомства.

Без разрешения руководства государственный служащий не имеет права предлагать свою помощь любому лицу или организации, если ее оказание не входит в его официальные обязанности.

1453823128.jpgВ течение года после оставления службы бывший государственный служащий не имеет права принимать предложения о трудоустройстве в организацию, с которой он в течение года перед увольнением вел дела от имени государственного ведомства; консультировать с коммерческой целью любую организацию, ведущую дела с правительственным учреждением, в котором он ранее работал, либо с учреждением, с которым вел дела от имени правительственного органа в течение года перед увольнением со службы.

Благодаря четким инструкциям, регламентирующим нормы повеления госслужащих, коррупция не является существенной национальной проблемой в Канаде. Отдельные примеры, которые все-таки имеют место быть – это скорее статистические исключения...

В Канаде в 1985 г. был принят Кодекс по регулированию конфликта интересов и трудоустройству после увольнения со службы для лиц, замещающих высшие и руководящие государственные должности. Вслед за этим Кодексом Казначейство Канады приняло однотипный кодекс для всех остальных категорий государственных служащих.

Для государственных служащих, замещающих руководящие должности, в Канаде действует Кодекс по регулированию конфликта интересов и трудоустройству после увольнения со службы для лиц, замещающих высшие и руководящие государственные должности. Ценностный этический кодекс автоматически входит в трудовое соглашение с государственным служащим. Исходя из специфики государственного органа, заместитель руководителя может разрабатывать дополнительные этические нормы поведения для сотрудников. Однако в этом случае руководитель обязан поставить в известность Агентство по управлению персоналом государственной службы.

В каждом ведомстве действуют кураторы по этике (как правило, назначаемые из числа высших должностных лиц ведомства). Они консультируют работников государственного аппарата по проблемам практического применения этических норм поведения, а также разрешают спорные ситуации в данной сфере. А во многих ведомствах действуют целые отделы по этике, которые, как правило, являются внутриведомственными подразделениями, осуществляющими внутренний аудит своего ведомства. Общая ответственность за соблюдением норм Ценностного этического Кодекса возлагается на заместителей руководителя. За невыполнение требований Кодекса на нарушителей возлагается дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения с государственной службы.

Помимо внутриведомственной системы контроля, действует независимый Уполномоченный по поддержанию моральных стандартов на государственной службе, который подотчетен Клерку Тайного Совета (руководитель государственной службы Канады). К Уполномоченному могут обращаться все желающие служащие государственного аппарата, не удовлетворенные деятельностью внутриведомственных систем контроля за нарушением норм этического законодательства

При всех положительных результатах регулирующего воздействия известных зарубежных этических кодексов, исследователи справедливо отмечают ряд недостатков жесткого законодательного регламентирования поведения государственных служащих: императивные стандарты поведения заставляют служащих постоянно обращаться к правилам, тем самым лишая их инициативы. Чрезмерная законодательная детализация этического кодекса сложна для восприятия и требует создания адекватной системы обучения и консультирования служащих.

Опыт противодействия коррупции торгово-промышленных палат в Канаде

Сфера действия ТПП в Канаде законодательно не урегулирована, им не делегируется каких-либо государственных функций, поэтому ТПП вправе самостоятельно определять сферу своей деятельности, ориентируясь при этом на Торговую палату Канады. ТПП ставят перед собой различные задачи экономического характера, среди которых прослеживается в том числе антикоррупционная направленность. Одной из таких задач является обеспечение благоприятной бизнес-среды для субъектов малого и среднего предпринимательства, которое достигается в том числе с помощью разработки и продвижения рекомендаций, направленных на снижение бюрократических препятствий.

Помимо этого, ТПП осуществляют тщательную проверку налоговых льгот, вычетов, кредитов и иных составляющих налоговой системы для обеспечения их справедливости и экономической эффективности. В качестве своей задачи ТПП провозглашают борьбу с протекционизмом, в особенности со стороны США, которые являются соседом и важнейшим торговым партнером Канады. Антикоррупционная деятельность ТПП проявляется также в способствовании соблюдению правил торговли и оперативному применению санкций к лицам, использующим какие-либо недобросовестные методы конкуренции. Такие методы могут подразумевать в том числе неправомерное воздействие на принятие решений органами власти с целью получения необоснованного преимущества перед другими участниками коммерческого оборота.

Кроме того, Торговая палата канады, объединяющая все ТПП в данной стране, имеет ряд специфических задач, в число которых входит проверка четырехлетнего цикла расходов государтвенных органов, среди которых как прямое финансирование программ, так и текущие расходы.

Однако, в любой стране, где есть деньги, есть люди и компании, которые готовы заработать эти деньги любыми способами, включая преступление. Канада исключением не является. Но! Во-первых, там нет коррупции на бытовом уровне - полицейские взяток не берут, медсестры взяток не берут, учителя взяток не берут, да и судьи тоже.

Во-вторых, неприкасаемых в Канаде нет. Независимо от положения и друзей в верхах, если вас поймают на коррупции, вы лишитесь работы, потеряете возможность участвовать в контрактах на госзаказы и отправитесь в тюрьму. Правящая партия, которая слишком вольно обращается с деньгами налогоплательщиков, рискует проснуться в оппозиции.

Информационный ресурс:

1.    Левакин И.В. (доктор юридических наук, профессор кафедры государственного обеспечения управленческой деятельности МГИМО (У) МИД России) «Этический кодекс государственного и муниципального служащего: зарубежный и российский опыт противодействия коррупции».

2.    http://studenchik.ru/1-59101.html

3.    http://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-protivodeystviya-korruptsii

4.    http.//yablor.ru/blogs/opit-borbi-s-korrupciey-v-raznih-stranah-mira-kana/2091119

5. http://zakoniros.ru/?p=5881

6.    Консультант Плюс

 

2149723.jpg

Зарубежный опыт противодействия коррупции в Швеции

Швеция до середины XIX века считалась страной, насквозь пораженной коррупцией. Но после принятого элитой и руководством страны стратегического решения о полной модернизации страны в ней был разработан и начал исполняться комплекс мер, направленных на полное исключение меркантильных соображений у чиновников. Госрегулирование было основано на стимулах честного и ответственного управления – через налоги, льготы и субсидии, а не с помощью запретов и разрешений, получаемых из тех или иных органов власти. Для граждан был открыт доступ к внутренним документам государственного управления, позволивший всем желающим понимать, как работает государство, а главное – была создана независимая и эффективная система правосудия.

Одновременно шведский парламент и правительство установили высокие этические стандарты для чиновников и стали добиваться их исполнения. Спустя всего несколько лет честность стала престижной нормой среди государственной бюрократии. Зарплаты чиновников поначалу превышали заработки рабочих в 12-15 раз. Однако со временем целенаправленными усилиями правительства страны эта разница снизилась до двукратной.

Хотя проблема коррупции в Швеции еще существует, но она не имеет первостепенного значения. Уровень экономических преступлений коррупционного характера очень мал, что в большей степени связано с основными устоями христианско-протестантской морали, которая на протяжении пяти веков является традиционной во всех скандинавских странах.

Сегодня в Швеции один из самых низких уровней коррупции в мире. Об этом свидетельствуют и ежегодные исследования международного антикоррупционного движения «Трансперенси Интернешнл». Швеция по индексу восприятия коррупции (ИВК), как правило, занимает 3-4 место в рейтинге. Этот индекс составляется на основе данных опросов, проведённых среди экспертов и в деловых кругах. Шведские чиновники эффективно работают и без взяток, есть доверие к власти, не нужно платить взятки учителям или врачам, но есть другие задачи – чистота госзакупок, своевременное декларирование конфликта интересов. Крупные шведские компании ведут бизнес за рубежом, и они вовлечены в коррупционные схемы. Шведские СМИ время от времени сообщают о новых коррупционных скандалах, что свидетельствует о том, что проблема все еще актуальна для страны.

Наиболее примечательным коррупционным скандалом, случившимся в Швеции, является история со Шведским управлением по международному сотрудничеству в области развития (СИДА), где, по результатам проверки, проведенной местными ревизионными органами, были выявлены существенные пробелы в контроле над расходом выделяемых Управлению государственных денежных средств. В результате решением шведского правительства в отставку было отправлено фактически все руководство СИДА.

В последние время громкие коррупционные скандалы, как, например, с компанией «Телиа» в Узбекистане (компанию подозревают в крупной взятке за возможность работы на рынке Узбекистана) выявили новую тенденцию ‒ шведский бизнес играет по-честному внутри страны, но забывает об этических нормах, работая в странах с высоким уровнем коррупции.

Тем не менее, антикоррупционная работа в Швеции ведется, имеется законодательная база; наказание за дачу взяток или злоупотребление служебным положением в целях личного обогащения предусмотрено рядом статей Закона о маркетинге, Закона о налоге на доход, а также положениями Уголовного кодекса. Есть и соответствующие корпоративные институты.

Примером антикоррупционного корпоративного учреждения может служить образованный в 1923 году так называемый «Институт против взяток» (Institute! Mot Mutor), состоящий при Стокгольмской торговой палате. Имея финансирование от бизнес-организаций и Стокгольмской торговой палаты, институт сосредоточился на более детальном разъяснении тонкостей антикоррупционного законодательства. Он работает в плоскости общественной морали, помогая людям провести черту между тем, что является взяткой и тем, что в пределах нормы. При этом деятельность в большей степени сфокусирована на бизнес-сообществе. Частью его основной деятельности является периодическое проведение тематических образовательных бесед (в виде семинаров и лекций) с представителями деловых кругов, издание рассчитанных на самый широкий круг читателей информационных материалов, посвященных вопросу борьбы со взяточничеством и иными формами незаконного ведения бизнеса.

В «Институте против взяток» также можно получить юридическую консультацию по вопросам, связанным с коррупцией. Организация проводит семинары для бизнеса и властей, рассказывая, что приемлемо, а что ‒ нет. Они пытаются изменить восприятие, предотвращая, по сути, большие коррупционные скандалы. При организации действует комиссия по этике, в которую входят эксперты с большим опытом в юриспруденции и финансовой сфере. Комиссия разбирает конкретные случаи, и выясняет, соответствует ли поведение бизнеса положению. Затем решение комиссии публикуют, чтобы этот кейс мог служить примером для других людей, которые пытаются решить для себя схожие этические проблемы.

«Институт против взяток» тесно сотрудничает с антикоррупционными прокурорами - их всего 7 на всю Швецию, но и работы у них не так много. В год в полицию поступает где-то 117 сообщений на коррупционную тематику. Это подразделение было организовано в шведской прокуратуре в 2003 году, а в 2012-ом появилась  «антикоррупционная» полиция. Ее штат насчитывает около 25 человек, которые работают только по коррупционным делам. Ежегодно суды Швеции выносят около 10 приговоров по «коррупционным» делам. Если преступление не слишком тяжкое – подсудимый получает штраф и два года тюрьмы, остальным грозит лишение свободы на срок до 6 лет. Такие же последствия и для представителей бизнеса.

Дел очень мало, но процент обвинительных приговоров высокий, если сравнивать с другими видами преступлений. В случае, если частную компанию уличат во взятке, государство конфискует ее сумму, а также дополнительную прибыль, которую с помощью этой взятки удалось получить. Верхний предел штрафа для бизнеса – 10 млн крон (более миллиона долларов), но обсуждается увеличение суммы штрафа.

inx960x640.jpgКлючевым элементом в антикоррупционном механизме Швеции является эффективный общественный контроль за деятельностью, как чиновников, так и бизнесменов. Основную роль в осуществлении этого контроля играют шведские СМИ, мгновенно предающие огласке любые случаи коррупции, невзирая на должности и положение в обществе замешанных в них лиц. Бизнес гораздо больше боится журналистов, чем полицию. Его потери могут быть гораздо серьёзнее, если компания «засветится» в коррупционной истории на первой полосе издания. Можно потерять репутацию, и это обойдется гораздо дороже, чем штраф государству.

Если коррупционный кейс получает огласку в СМИ, правоохранители тут же начинают собственное расследование по изложенным фактам. Немаловажным фактором, регулирующим противодействие коррупции, является принцип гласности и прозрачности правоохранительной деятельности. В стране также существует ряд общественных объединений антикоррупционной направленности, которые сосредоточены на предупреждении коррупционных рисков. «Транспереси Интернешнл Швеция» (ведущее всемирное общественное движением по противодействию коррупции, созданное в 1993 году. В состав движения входит более 90 отделений по всему миру) организует семинары для чиновников, проводит антикоррупционные уроки в университетах и колледжах.

 

Активное участие в деятельности по борьбе с коррупцией принимает так же шведский парламент. В рамках шведского парламента не существует отдельной специализированной структуры, занимающейся вопросами коррупции в стране. Однако, при необходимости, к такого рода работе могут "подключаться" Конституционный комитет и Комитет по делам юстиции. Также в состав парламента входит Омбудсман юстиции, представляющий собой орган надзора и контроля за деятельностью административных и судебных властей. В качестве особо уполномоченного обвинителя этот институт имеет право возбуждать уголовные дела против должностных лиц, подозреваемых в совершении преступлений, связанных с пренебрежением или злоупотреблением служебным положением. Деятельность Обмудсмана юстиции регулируется законом "О Парламентском омбудсмане юстиции".

В Швеции большую роль в противодействии коррупции играют церковь и общественное мнение, благодаря которым в этой стране с подозрением отнесутся к любому бизнесмену, который сумел за короткий период получить очень высокий доход, или к чиновнику, доходы которого существенно ниже его расходов. Ему никто не будет доверять ни в бизнесе, ни в бытовом общении. И общественное мнение, в первую очередь, вынудит такого чиновника уйти с должности и не позволит ему никогда больше получить работу ни на государственной службе, ни в частном бизнесе. Общественное мнение превратило проявления коррупции, вообще нечестность и в частном бизнесе, и в государственном управлении в крайне редкое явление. Никакими мерами законодательного регулирования или даже уголовными наказаниями такого результата достичь бы не удалось.

Правительственные антикоррупционные образовательные программы не практикуются, так как в целом весь комплекс мер и сравнительно высокий уровень правосознания гражданского общества Швеции позволяет в должной мере противодействовать коррупционным проявлениям.

Библиографический список:

1. Обобщение опыта иностранных государств по реализации в них антикоррупционных образовательных программ (по материалам Минобрнауки России).

2. Зарубежный опыт противодействия коррупции, который может быть полезен в России (доклад Московского бюро по правам человека).

3. Проект Russian Media House при поддержке программы CREATIVE FORCE Шведского института (8 октября 2015 года).

4. Владислав Куликов. "Российская газета" - Неделя № 4678 от 5 июня 2008 г.

  

Электронный ресурс: 

http://imenageroev.livejournal.com/35546.htm

http://www.rg.ru/2008/06/05/medvedev-korrupcia.html

http://pryamayarech.ru 

http://oko-planet.su/politik/politiklist/139358-uzbekistan-sotryasayut-skandaly.html