Департамент международных и внешнеэкономическихсвязей Ямало-Ненецкого автономного округа

Зарубежный опыт противодействия коррупции

В целях изучения зарубежного опыта в области противодействия коррупции проведится мониторинг необходимой информации на электронных ресурсах.

Предлагаю ознакомиться с опытом антикоррупционной деятельности Великобритании и Франции.

Великобритания

В Великобритании закон о борьбе с взятками был принят в 1889 г. Он осуждал «требование взятки или получение, или согласие на получение подарка, ссуды, вознаграждения или чего-либо иного, имеющего ценность как средства побуждения служащего сделать что-либо или воздержаться от выполнения чего-либо». Лицо, признанное виновным в таком поступке, приговаривалось к тюремному заключению или к уплате стоимости полученного подарка или вознаграждения. Взяточник лишался права быть избранным или назначенным на публичную должность сроком на семь лет. В случае повторного осуждения виновный мог быть навсегда лишен служебных прав и права на компенсацию или пенсию.
Закон о продаже должностей 1889 г. предусматривал ответственность за коррупцию в виде продажи, покупки, сделок с целью получения должности, в том числе и работы по найму в пределах Соединенного Королевства и в британских владениях. Виновные наказывались лишением свободы на срок до двух лет и права навсегда занимать соответствующую должность.
Антикоррупционные законы, изданные в Великобритании в 1906 и 1916 гг., значительно ужесточили юридическую ответственность. Так, Закон 1906 г. о предупреждении коррупции предусматривает уголовную ответственность независимо от того, совершило лицо, получившее взятку, те действия, за которые она была дана, и от мотивов, которыми руководствовался взяткодатель. Он устанавливает ответственность за взяточничество в тех случаях, когда делом или сделкой, по поводу которых взятка была дана, существовал договор или предложение договора с центральным правительством или с отдельными правительственными ведомствами. Наказание - тюремное заключение на срок от трех до семи лет.
В отдельный состав коррупционного преступления британское законодательство выделяет подкуп с целью получения почетных наград. Причем ответственность предусмотрена для дающих и для получающих взятку. Взяткодатель наказывается лишением свободы на срок до двух лет и/или штрафом (по усмотрению суда). А получивший взятку – лишением свободы до трех месяцев и/или штрафом в пределах предусмотренного законом максимума (Закон о предупреждении злоупотреблений с наградами 1925 г.).
Британское законодательство рассматривает в качестве самостоятельного преступления подкуп судей и судебных чиновников. Лица, которые предлагают или дают судебному чиновнику дар или денежное вознаграждение с целью повлиять на его служебное поведение или действие, и судебный чиновник, принимающий вознаграждение, совершают преступление, наказуемое штрафом или лишением свободы до двух лет.
По правилам, принятым в Англии, служащий обязан отвергать все подарки, предлагаемые ему в связи с исполнением официальных обязанностей за исключением рождественских подарков, если это календари, записные книжки, предметы канцелярского обихода скромной стоимости и имеют на себе название или знак компании, что делает возможным рассматривать их в качестве рекламных материалов. Государственный служащий может оставить с разрешения руководителя ведомства подарок от иностранного представителя, чтобы не показаться невежливым.
В Великобритании в МВД создано Управление жалоб на действия полиции, сотрудники которого назначаются министром внутренних дел из наиболее авторитетных и уважаемых в стране лиц. Этот своеобразный «совет старейшин» следит за тем, чтобы жалобами на действия полиции рассматривались объективно и добросовестно.
Британская правовая система обязывает финансистов сообщать в правоохранительные органы обо всех подозрительных операциях на финансовых рынках. Если банкир этого не сделает, его привлекут к уголовной ответственности как соучастника.
В рамках антикоррупционной стратегии реализуется программа утверждения принципов честности и неподкупности во всех сферах жизни общества, в том числе на госслужбе. В октябре 1994 г. был создан независимый консультативный Комитет по стандартам (поведения) в общественной (государственной) жизни под председательством лорда Нолана. В него вошли десять авторитетных общественных деятелей, в том числе два члена парламента. Комитет оценивает поведение, финансовую и коммерческую деятельность всех руководителей, включая министров, других госслужащих, а также членов Национального и Европейского парламентов, представителей местных властей, а также вырабатывает рекомендации по повышению моральных критериев участников публичной жизни. В 1995 г. Комитет разработал своеобразный Кодекс поведения, состоящий из семи принципов государственной работы чиновников:
неподкупность – недопущение финансовой и иной зависимости от внешних лиц и организаций, которые могут повлиять на исполнение официального долга;
нестяжательство – отказ от действий для достижения материальных и финансовых выгод только для себя, своей семьи и друзей, служение общественным интересам;
объективность – непредвзятое решение всех вопросов;
подотчетность – ответственность за совершенные действия перед обществом и предоставление полной информации в случае публичной проверки;
открытость – максимальное информирование общества обо всех решениях и действиях, их обоснованности (сокращение информации допустимо при необходимости соблюдения высших общественных интересов);
честность – обязательное сообщение о своих частных интересах, связанных с общественными обязанностями, принятие всех мер для разрешения возможных конфликтов в пользу общественных интересов;
лидерство – соблюдение принципов лидерства и личного примера в исполнении стандартов общественной жизни.
Хотя нарушение этих стандартов не влечет за собой судебные последствия, рассматривается как нарушение Кодекса чести, они сдерживают недобросовестных чиновников.

Франция

В 1919 г. в Уголовный кодекс была включена статья, запретившая государственным чиновникам в течение пяти лет после отставки работать в компании, которую они контролировали, находясь на госслужбе. Неисполнение этого требования наказывалось лишением свободы до двух лет и штрафом в размере 200 тыс. франков. В 1946 г., а затем в 1992 г. (в связи с принятием Устава о государственной службе) ответственность по данной статье была ужесточена.
Французское законодательство уделяет больше внимания административным, а не уголовным мерам наказания. В 1995 г. был принят Закон Ceгена, дающий Счетной палате право контролировать назначение на госслужбу, чтобы предотвратить «недолжного соединения личных финансовых интересов и исполнения должностных функций государственного служащего». От чиновников не требуется соблюдать ограничения на профессиональную деятельность после увольнения с государственной службы, и контролируется их работа менее строго.
Особенность французского антикоррупционного законодательства – государственные чиновники могут участвовать в выборах, не утрачивая своего статуса. Им разрешается совмещать свою работу с выборной должностью на местном уровне. Если же они избраны в общенациональный парламент, то обязаны уйти в отпуск со службы, но по истечении срока депутатских полномочий вправе вернуться на прежнюю должность без каких-либо ограничений.
Особый статус устанавливается для министров, к которым относятся все члены правительства независимо от ранга. По Конституции правительственным чиновникам запрещено совмещать свою должность с депутатским или сенатским мандатом и любой другой профессиональной деятельностью в общественном или частом секторе. После отставки министры в течение шести месяцев не имеют права занимать руководящие посты в государственных или частных компаниях. Это не относится к лицам, которые до назначения на министерский пост уже работали в указанных сферах.

Для борьбы с коррупционными преступлениями 11 марта 1988 г. правительство приняло решение о публикации данных о расходах на проведение избирательных кампаний и обязательном декларировании доходов министров и парламентариев.
Принятый в 1990 г. Закон о финансировании политических партий ввел ограничения на предоставление средств, в том числе на проведение избирательных кампаний, политическим партиям от физических лиц или предприятий. В 1993 г. была создана Национальная комиссия по счетам избирательных кампаний и финансированию политических партий, наделенная контрольными функциями. Практически одновременно была сформирована Комиссия по финансовой гласности политической жизни, которая контролирует имущественное положение парламентариев. Каждый депутат Национального собрания после своего избрания обязан предоставить финансовые счета о средствах, израсходованных на предвыборную кампанию, а также «декларацию чести» с указанием размеров личной собственности. Такие же декларации представляют депутаты Европейского парламента, члены генеральных и региональных советов.
В 1991 г. была создана Межведомственная комиссия по контролю за рынками государственных заказов и общественных работ, а в 1993 г. расширен круг мероприятий, связанных с соблюдением правил при заключении контрактов на проведение общественных работ. В тот же период в законодательство была введена такая форма коррупции, как покровительство.
Для противодействия коррупции функционируют специальные подразделения криминальной полиции, МВД, прокуратуры, таможенной службы, налоговой инспекции. Их деятельность координирует Центральная межведомственная служба по предотвращению коррупции при Минюсте.
В 1991 г. при Министерстве экономики и финансов создана служба «Тракфин» для борьбы с отмыванием нелегальных доходов от незаконного оборота наркотиков. В поле ее зрения попал ввоз и вывоз капитала, полученного от незаконной торговли оружием, и о коррупции крупных госчиновников, отмывание «грязных» денег через банковскую сеть.

Библиографический список:

электронный ресурсы:
1. http://www.ru-90.ru
2. http://www.kaktam.info
3. http://job-sbu.org

Предлагаю ознакомиться с опытом антикоррупционной деятельности в Китайской народной республике.

Позиция Коммунистической Партии Китая и китайского Правительства по борьбе с коррупцией и строительству неподкупного аппарата является непоколебимой. Правительство признает, что в связи с большими изменениями в экономической системе страны, структуре общества, а также во взглядах населения на ряд вопросов, антикоррупционная работа в отдельных сферах остается сложной. При этом очевидно, что Правительство и руководящая Компартия полна решимости и готовности к ужесточению борьбы с коррупцией. Предприняты серьезные усилия по вовлечению в эту борьбу не только властных структур, но и простых граждан. Есть четкий План и Стратегия. Он публичен и контролируется. Во всех органах власти регулярно проводится ротация кадров, которая не дает возможности чиновникам «засидеться» и использовать уже сложившиеся служебные, родственные, дружеские связи, которые способствуют незаконным действиям. Приняты жесткие меры по усилению борьбы с коммерческим подкупом в таких сферах, как реализация строительных проектов, передача прав на землепользование, разведка и добыча полезных ископаемых. Три централизованные структуры по борьбе с коррупцией осуществляют координацию совместных действий: Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины, Министерство контроля и Государственное управление по предупреждению (противодействию) коррупции, главой которого назначили женщину, бывшего министра контроля Ма Вэнь. Данное ведомство напрямую подчиняется Госсовету КНР и к его функциям относятся выявления коррупционеров, и разработка комплекса антикоррупционных мер, включая ведение собственных расследований.

Одним из самых главных источников для выявления коррумпированных чиновников являются жалобы населения. Открыты «горячая телефонная линия» и специальный интернет сайт, где население может на анонимной основе дать информацию живому оператору, записать голосовое сообщение, отправить факс, написать или оставить сообщение в электронном виде. Меры по борьбе направлены не только на прямое воспитание и профилактику чиновников, представителей бизнес-структур, но и студентов, школьников и даже детей в детских садах. Созданы специальные телевизионные сериалы, где показывают, как специальное подразделение по борьбе с коррупцией расследует коррумпированные схемы и цепочки. В школах и высших образовательных учреждениях ставятся спектакли, обсуждают те или иные горячие новости, связанные с громкими арестами или судебными процессами, для детей создаются образовательные мультфильмы.

Библиографический список:
 
1. Павлов В. Коррупция по-азиатски // РБК daily, 2012 - www.rbcdaily.ru.

2. Латов Ю.В. Коррупция: причины, экономические последствия и влияние на развитие общества // Поведенческая экономика, 2012 - www.elitarium.ru.

Электронные ресурсы:

3. www.bankokpost.com.
4. http://sci-article.ru.
5. http://news.tj/ru.