В Салехарде состоялась международная конференция «Обеспечение техногенно-экологической безопасности в Арктике: пути решения», в которой приняли участие представители государств-членов Арктического совета.
С докладом «Ресурсное освоение Арктики и сохранение арктических экосистем» выступил заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов. Он вкратце ознакомил присутствующих с основными параметрами Арктической зоны, в частности. сообщив, чтоплощадь Арктической зоны составляет 18% территории РФ и 28% мировых арктических владений. На сегодняшний день в регионе открыто 594 месторождения нефти, 159 месторождений газа, 2 месторождения никеля и более 350 месторождений золота. Основными участниками освоения полезных ископаемых в Арктике являются Россия, США, Норвегия и Канада. Денис Храмов сообщил, что в 2013 году планируется подготовка обновлённой заявки для подачи в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. «Россия играет особую роль в сохранении арктических экосистем Земли и присущего им видового разнообразия. К российскому сектору относится около трети всей площади Арктики», – сказал Денис Храмов. – «В РФ традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности является создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ). На сегодняшний день в Российской Арктике функционируют 23 ООПТ федерального значения общей площадью 22 938 тыс. гектар, а также 86 ООПТ регионального значения площадью 28 700 тыс. га. При этом в границы 11 ООПТ федерального значения в российской Арктике входят и участки морской акватории», – сказал заместитель Министра.
Отметим, что только в Ямало-Ненецком автономном округе сегодня насчитывается 14 особо охраняемых территорий общей площадью около 8 тысяч гектаров, что составляет примерно 10% всей площади региона.
«Еще один острый вопрос – это глобальное потепление в Арктике. За последние 30 лет площадь ледового покрова уменьшилась в 2 раза. Надеюсь, что плодотворное и конструктивное сотрудничество государств-членов Арктического совета в области охраны окружающей среды позволит нам сохранить арктические экосистемы», - резюмировал заместитель министра природных ресурсов РФ.
Доклад заместителя Министра транспорта РФ Виктора Олерского назывался «Обеспечение безопасности мореплавания и экологической безопасности Северного морского пути». «Арктика – важнейший стратегический регион, являющийся зоной интересов не только арктических государств, но и Европейского союза, и стран Юго-Восточной Азии. Через Арктику проходят кратчайшие морские пути между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. Так, при использовании маршрута Роттердам – Йокогама, расстояние по южному маршруту через Суэцкий канал составляет 11205 морских миль, что на 34% больше, чем при использовании Севморпути, расстояние по которому составляет 3860 морских миль. Анализ потенциальных грузопотоков в акватории Северного морского пути показывает: основными грузообразующими отраслями для морского транспорта являются и будут являться: ТЭК, металлургическая, химическая промышленность, а также потенциальные грузы мировой торговли в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона и в области освоения Арктических месторождений», – отметил Виктор Олерский.
Замминистра сообщил, что рост грузооборота торгового мореплавания в акватории Северного морского пути может достигнуть к 2030 году по разным оценкам от 50 до 80 млн тонн в год. Следовательно, будет увеличиваться и нагрузка на экологическую систему. Один из основных принципов эффективного природопользования в Арктике заключается в предупреждении и снижении рисков возникновения негативного воздействия на арктические экосистемы. Виктор Олерский информировал о правовых основаниях, формах и методах сотрудничества по предупреждению и ликвидации разливов нефти в Арктическом регионе РФ. В рамках работы в Международной морской организации Минтранс России участвует в разработке Обязательного кодекса для судов полярного плавания, так называемого Полярного кодекса. Он будет охватывать вопросы, связанные с проектированием, конструкцией, оборудованием и эксплуатацией полярных судов, включая подготовку экипажей для плавания в ледовых условиях и при низких температурах. В развитие нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы судоходства в российской зоне Арктики, 27 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон о Северном морском пути.
«Сохраняя исторический титул, Севморпуть – исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация в Арктике. Законом вводится новое понятие – «акватория СМП» и устанавливаются конкретные границы этой акватории, упорядочивая тем самым организацию мореплавания в российской зоне Арктики», – сообщил Виктор Олерский. Также замминистра сообщил о том, как обеспечивается экологическая безопасность в российских морских портах Арктического региона. Особое внимание Минтрансом уделяется вопросу организации аварийно-спасательного обеспечения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
«Арктическое судоходство с использованием современной инфраструктуры призвано обеспечить расширение ресурсной базы страны и социально-экономическое развитие арктических территорий при соблюдении жёстких требований к сохранности окружающей среды. При этом решается одна из главных задач Транспортной стратегии РФ до 2030 года – реализация транзитного потенциала страны», – сказал Виктор Олерский. «Таким образом, Российская Федерация проводит комплексную и целенаправленную работу по экологической безопасности и по обеспечению безопасности мореплавания в Арктике с использованием акваторий Севморпути и созданию благоприятных условий по его эксплуатации и дальнейшему развитию», – резюмировал заместитель министра транспорта РФ.
Отметим, что содокладчиками на Конференции выступают представители Арктического совета из Канада, Швеции, США, Норвегии, Исландии, Финляндии, Дании. После обсуждения всех заявленных тем участники Конференции посмотрят документальный фильм, в котором будут продемонстрированы российские технические средства и новейшие технологии по ликвидации последствий ЧС и проведению поисково-спасательных операций в арктических условиях.