ВТО
Предлагаем Вашему вниманию анализ возможных последствий присоединении России к ВТО для организаций Ямало-Ненецкого автономного округа в разрезе отраслей экономики.
1. Товары потребительского назначения.
По большинству потребительских товаров ожидается снижение таможенных пошлин на 3-7%. Предполагаем, что предприятия торговли, как розничные, так и оптовые, предпочтут оставить цены на прежнем уровне, получив дополнительную прибыль, как это уже было при отмене налога с продаж.
В условиях членства в ВТО создание и реализация системы действенного регулирования доступа некачественных потребительских товаров по заниженным ценам, в том числе продовольственных, на рынок Российской Федерации потребует нескольких лет.
Снижение для предприятий торговли закупочных цен на товары зарубежного производства потенциально способно привести к пропорциональному снижению закупочных цен на товары, произведенные в Российской Федерации и других странах Таможенного союза.
Предприятия, действующие на территории автономного округа, вследствие высокого уровня «северных» издержек производства, в подавляющем большинстве производят продукцию, ориентированную на потребителей автономного округа, не предполагаемую к поставке в другие регионы или на экспорт, в связи с чем влияние на экономику автономного округа снижения таможенных пошлин на потребительские товары предварительно оценивается как нейтральное, либо слабо положительное.
2. Товары промышленного назначения.
По большинству промышленных товаров ожидается снижение таможенных пошлин на 3-7%. Также соглашениями в рамках ВТО ограничивается практика представления хозяйствующим организациям субсидий, либо осуществление мер государственного вмешательства связанных с закупкой товаров определенных производителей, либо произведенных в определенной стране/регионе.
Предприятия топливно-энергетического комплекса автономного округа являются одними из крупнейших потребителей промышленных товаров на территории Российской Федерации, и Правительством Российской Федерации неоднократно ставился вопрос об установлении обязанности для таких предприятий по закупке определенной доли промышленных товаров российского производства.
Учитывая, что многие виды оборудования, необходимые для обеспечения деятельности топливно-энергетических предприятий, не производятся в Российской Федерации, снижение таможенных пошлин и отмена требований к стране происхождения товара, предварительно могут оказать положительное влияние на экономику автономного округа.
В целом по Российской Федерации данные действия могут привести к банкротству производителей промышленных товаров, возможность хозяйственной деятельности которых обеспечивалась заградительными пошлинами и регулирующим воздействием органов власти.
3. Сельское хозяйство.
Регулирование отношений в сфере сельского хозяйства является одним из наиболее проблемных направлений деятельности ВТО, так как для многих развивающихся стран сельское хозяйство является единственной относительно развитой отраслью экономики.
Соглашением по сельскому хозяйству меры по поддержке отрасли разделены на регулируемые, в отношении которых Российской Федерацией приняты обязательства по сокращению с 2012 года по 2018 год с 9,0 до 4,4 млрд. долл. (по данным правительственных источников общий объем субсидий в 2011 году – 3,2 млрд. долл.), их устоявшимся наименованием является «желтая корзина», и нерегулируемые, объем которых соглашениями ВТО не нормируется, – «зеленая корзина».
Следует отметить, что при обращении одного из членов ВТО о правомерности отнесения мероприятия к «зеленой корзине» бремя доказательства может быть возложено на сторону, реализующую такие мероприятия. По имеющимся сведениям процесс доказательства правомерности представляет собой чрезвычайно долгую и сложную юридическую процедуру, для реализации которой необходимы подготовленные юристы, специализирующиеся на международном законодательстве.
В настоящее время сельское хозяйство автономного округа преимущественно представлено оленеводством, которое является низкоконкурентной сферой, и со снижением таможенных пошлин внутреннее потребление за счет импортной продукции не изменится. Также несущественно влияние вступления России в ВТО на экспортные поставки мяса северного оленя, которые выполняют скорее имиджевую функцию и их результаты не отразятся значительно на хозяйственной деятельности организаций-производителей.
Однако создание на территории автономного округа производства других видов сельскохозяйственной продукции (проекты по овощеводству) может попадать под большие ограничения.
Учитывая обязательное снижение господдержки в России к 2018 году в 2 раза по сравнению с 2012 годом, можно предположить, что господдержка агропромышленного комплекса автономного округа, связанная с субсидиями, предоставляемыми организациям, также снизится к 2018 году в 2 раза до 0,6-0,7 млрд. рублей, а, по прошествии переходного периода, практически прекратится. Учитывая специфику агропромышленного комплекса автономного округа, такое снижение господдержки может увеличить отпускную цену продукции сельскохозяйственных предприятий, по предварительным оценкам, в 2 и более раза, что сразу негативно скажется на конкурентоспособности местных производителей и повлияет на продовольственную безопасность округа.
Однако, согласно последнему выступлению Министра сельского хозяйства Российской Федерации Е.Б. Скрынник на Всероссийском аграрном форуме 28 февраля 2012 года, возможны изменения в федеральном законодательстве о сельском хозяйстве с целью определения критериев регионов, неблагоприятных для ведения сельского хозяйства, к которым относится и автономный округ. Поддержка таких регионов, по словам Министра, не будет относиться к обязательствам России перед ВТО по ограничению субсидий. В таком случае вступление Российской Федерации в ВТО пройдёт безболезненно для сельхозтоваропроизводителей автономного округа.
Учитывая такие факторы, как:
-
установление предельного объема государственной поддержки сельского хозяйства на уровне 137,5% от текущего объема финансирования;
-
возможность осуществления поддержки сельского хозяйства автономного округа в рамках мероприятий «зеленой корзины», в том числе программ региональной помощи в неблагоприятных регионах;
-
незначительная роль сельского хозяйства автономного округа в общем сельском хозяйстве Российской Федерации и экспорте сельскохозяйственной продукции Российской Федерации;
-
специфичность продукции сельского хозяйства и вытекающей из вышеизложенного малой вероятности интереса со стороны других членов ВТО;
-
возможность оказания поддержки в рамках мероприятий по поддержке коренных малочисленных народов Севера,
предварительно оцениваем влияние на экономику автономного округа мер регулирования сельского хозяйства в рамках ВТО как умеренно-негативное.
4. Топливно-энергетический комплекс.
Российская Федерация является одним из крупнейших нетто-экспортеров углеводородного сырья на мировом рынке, однако страны - импортеры углеводородов не препятствуют импорту таких ресурсов, за исключением, возможно, предоставления государственной помощи представителям неуглеводородной энергетики.
Таким образом, вступление в ВТО не окажет существенного влияния на экспорт углеводородов, добываемых предприятиями ТЭК автономного округа, однако, ими могут быть получены некоторые выгоды, связанные со снижением пошлин на промышленные товары (в том числе оборудование и трубы для нефтепроводов и газопроводов).
5. Строительство.
Вступление России в ВТО может отразиться на деятельности предприятий строительного комплекса в части:
-
обязательств, которые Россия возьмет на себя по уровню импортных пошлин на стройматериалы.
-
обязательства России по допуску иностранных компаний на отечественный рынок строительных услуг.
Как следует из материалов Торгово-промышленной палаты России, после вступления в ВТО связанные ставки импортных пошлин (конечный уровень связывания) на строительные материалы либо не изменятся вовсе (штукатурные материалы, известь, цемент), либо будут снижены максимум на 2,7% (изделия из древесины). Расчеты показывают, что либерализация импорта стройматериалов, если и приведет к сокращению внутреннего производства, то незначительно - менее 0,1%. Льготный период по товарам стройиндустрии составит от 1 до 4 лет.
Таким образом, вступление России в ВТО, по-видимому, относительно слабо отразится на внутреннем производстве стройматериалов с учетом отсутствия реальной возможности конкурирования на мировом рынке этой продукции по ценам, качеству и другим показателям.
Строительство, как вид услуг, нельзя рассматривать в отрыве от стройиндустрии, состояние которой, в целом, является определенным «локомотивом» для развития всего народного хозяйства страны. При этом автономной округ имеет географические, природно-климатические и демографические особенности, влекущие значительное увеличение общепроизводственных затрат и, как следствие, себестоимости продукции, что делает ее цену неконкурентоспособной по сравнению с ценой привозной продукции.
Относительно невысокие объемы строительства, и, соответственно, потребления строительной продукции в автономном округе при невозможности поставлять продукцию не только в другие регионы, но и в другие муниципальные районы автономного округа, делает создание крупных и даже средних предприятий стройиндустрии экономически неоправданным.
В отдельных муниципальных образованиях в автономном округе существуют малые предприятия, осуществляющие производство строительных материалов и конструкций. В основном это - минипроизводства по выпуску пенополистирольных плит из привозного сырья, предприятия по выпуску дверных и оконных блоков, деревообрабатывающие цеха небольшой мощности, предприятия по добыче и поставке нерудных строительных материалов (щебень, песок).
С учетом этого фактора в автономном округе в среднесрочной и долгосрочной перспективе создание, реконструкция или расширение предприятий по производству строительных материалов и конструкций не планируется.
Что касается проблем жилищной ипотеки в России, предположительно, на рынке ипотечных кредитов появятся иностранные банки с возможностью выдачи более «длинных» кредитов по более низким процентам, чем сегодняшние 15 - 18% годовых российских банков, что положительно отразится на объемах жилищного строительства в автономном округе.
6. Субсидии, компенсации и другие меры поддержки, а также регулирование тарифов.
Соглашения, принимаемые Российской Федерацией в рамках ВТО, запрещают установление каких либо мер государственной поддержки, в том числе субсидий и компенсаций на основе достижения показателей, связанных с экспортом (например, достижение определенной доли экспорта и т.п.), и использованием товаров производства Российской Федерации (например, предоставление кредитных средств по льготной ставке при условии покупки отечественного оборудования, действие программы утилизации автомобилей исключительно в отношении автомобилей отечественного производства и др.).
Членами ВТО широко обсуждается регулирование тарифов на территории Российской Федерации, наиболее остро в отношении тарифов на природный газ и электроэнергию. В настоящее время сохранение регулирования таких тарифов является принципиальной позицией Российской Федерации, однако, внешнеполитическое давление может способствовать росту регулируемых тарифов. Данный вопрос имеет важнейшее значение для Российской Федерации в целом и решения по нему могут быть приняты только на высшем уровне власти.