Маршрут железнодорожной линии, соединяющей Северо-Восток Ямала и Норильский промышленный район, проинспектируют специалисты Русского географического общества, Российского центра освоения Арктики, Российского университета транспорта, Военно-топографического управления Генерального штаба ВС РФ, Экспедиционного центра Министерства обороны и Сибирского экспедиционного центра.
Координатором и участником проекта от Ямало-Ненецкого автономного округа является НП «Российский центр освоения Арктики».
Первый этап экспедиции «Трансполярная магистраль», предусматривающий осмотр и оценку маршрута, будет организован марте текущего года. Основной этап, направленный на проведение полевых работ, рассчитан на сентябрь.
Трансполярная магистраль рассматривается как возможное продолжение Северного широтного хода, путь которого пройдёт от станции Обская до станции Коротчаево Ямало-Ненецкого автономного округа.
Целью создания железнодорожных линий в указанном направлении является перспективное освоение месторождений углеводородного сырья и твёрдых полезных ископаемых в Ямало-Ненецком автономном округе и на севере Красноярского края. Кроме того, продление транспортного пути обеспечит возможность наземных подходов к портам Дудинка и Игарка на трассе Северного морского пути и создание железнодорожного сообщения с Норильском. Что, в свою очередь, позволить осуществлять освоение сырьевых районов Крайнего севера круглодично.
«Продление Северного широтного хода на восток предоставит дополнительные возможности по развитию удалённых районов Ямало-Ненецкого автономного округа. В перспективе весь пояс поселений в округе будет включён в единую транспортную систему страны. Поддержка этой экспедиции – это инвестиции в жизнь будущих поколений северян», – отмечает заместитель губернатора автономного округа, директор окружного департамента внешних связей Александр Мажаров.
В ходе экспедиции специалисты определят и нанесут на электронную карту характерные точки, барьерные места и места возможных переходов через естественные препятствия, оценены изменения ландшафта и параметры грунтов по маршруту трассы, проведены предварительные топографические исследования двух железнодорожных коридоров южного и северного по направлению Коротчаево-Игарка-Норильск.
На основании полученных данных будет проводиться оценка технических возможностей и экономической целесообразности строительства комплекса маршрутов или выбора одного из них.
Отметим, развитие арктических территорий является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. В Ямало-Ненецком автономном округе активно реализуется ряд крупномасштабных проектов мирового значения: выход завода «Ямал СПГ» на плановую мощность, строительство завода «Арктик СПГ 2», начало освоения Харасавэйского месторождения. Как следствие, создание транспортного коридора вдоль Российской Арктики на сегодняшний день считается особенно актуальным.