Казачество
Очевидно, что на современном этапе в обществе возникает необходимость в возрождении казачества с целью сохранения и поддержания традиционной культуры. Вспоминая историю, отметим, что казачество было одним из основных сословий русского народа при защите государства от внешних и внутренних угроз. На сегодняшний день, за весь период своей истории, казачество выработало свое мировоззрение, особый жизненный уклад и создало свою культурную самобытность. В обществе возникает необходимость в создании опорных структур для создания общей культурной (а возможно и национальной) идеи, патриотического воспитания подрастающего поколения. Именно такой структурой может выступить казачество в России, которое может стать для общества значимой социальной и духовной основой, способной дать населению страны нравственные и ценностные ориентиры.
C начала 90-х годов XX века началось возрождение сибирского казачества, которое представляет одно из немногих дореволюционных сословий, сохранивших свою социально-культурную общность и в настоящее время. Сибирское войсковое казачье общество расположено на территории девяти субъектов Российской Федерации: Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская, Омская, Томская, Новосибирская, Кемеровская области, а также Алтайский край.
Движение по возрождению казачества в Ямало-Ненецком автономном округе, равно как и в других регионах России, ведёт своё условное начало с момента принятия декларации Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», принятой 14 ноября 1989 года. По понятным причинам первый этап возрождения сибирского казачества носил достаточно стихийный характер, разрозненные вновь созданные казачьи организации не имели единой стратегии действий, и как результат их численность постоянно варьировалась.
17 октября 1992 года в Салехарде состоялся первый Большой (окружной) круг Обдорской казачьей общины, на котором она была переименована в Обско-Полярную казачью линию (общественное объединение казачества).
Действенный характер развитию казачества в автономном округе придали Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 года № 355 «О концепции государственной политики по отношению к казачеству» и Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 года № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации».
Несмотря на относительную кратковременность существования казачьего движения в Ямало-Ненецком автономном округе, в его развитии можно выделить определённые этапы и основные тенденции.
На первом этапе, охватывающем временной период с 1992 по 2005 годы, движение по возрождению казачества в автономном округе развивалось в целом в рамках становления казачества, государственной регистрации территориальных объединений казачества. В 1997 году в регионе было создано Обско-Полярное отдельское (окружное) казачье общество Сибирского войскового казачьего общества, внесенное в реестр казачьих обществ в Российской Федерации до принятия Федерального закона от 05 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». Все реестровые казачьи общества окружного, городского и станичного уровней прошли государственную регистрацию в качестве некоммерческих организаций. Регистрация обществ хуторского уровня в качестве юридических лиц не предполагалась, так как всё управление и организационно-хозяйственные функции сосредоточены на городском и станичном уровнях. В это же время наблюдается процесс становления казачьего кадетского движения, возрождения духовно-культурных основ казачества и принципов общегражданского патриотизма, верного служения Отечеству на основе традиций российского казачества.
Начиная с 2005 года происходят восстановление традиционного государственного статуса казачества, качественные и количественные изменения в обеспечении интересов и сохранении культуры казачества, развитии казачьего кадетского образования. Учитывая исторические традиции и современные потребности государства, казаки на законных основаниях принимают участие в охране общественного порядка, а молодые люди при призыве в армию могут пойти исполнять воинский долг в казачьи части. Укрепляется материальная база казачьих обществ, а это позволяет казакам самостоятельно решать многие вопросы своего развития. Сбалансированная региональная политика, опирающаяся на лучшие традиции казачества, привлечение к государственной службе представителей казачества из лиц различных национальностей становится важным фактором межэтнической стабильности в автономном округе.
19 декабря 2010 года на Круге Обско-Полярного отдельского казачьего общества с участием представителей исполнительных органов государственной власти автономного округа принят Устав в новой редакции, а также решено привести уставы городских и станичного казачьих обществ в соответствие с Уставом отдельского казачьего общества.
Особой исторической вехой деятельности казачества в Ямало-Ненецком автономном округе становится 2015 год, когда происходит планомерная и системная регистрация казачьих обществ Обско-Полярного отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества в государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации.
В автономном округе зарегистрировано и осуществляет свою деятельность Обско-Полярное отдельское казачье общество Сибирского войскового казачьего общества, в состав которого входят следующие казачьи общества:
-
Ноябрьское хуторское казачье общество;
-
Новоуренгойское городское казачье общество;
-
Надымское хуторское казачье общество;
-
Салехардское городское казачье общество;
-
Муравленковское хуторское казачье общество;
-
Губкинское хуторское казачье общество;
-
Пуровское станичное казачье общество;
-
Приуральское станичное казачье общество;
-
Тазовское хуторское казачье общество;
-
Лабытнангское хуторское казачье общество;
-
Красноселькупское хуторское казачье общество
Атаман Обско-Полярного отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества - казачий полковник Сергей Захарченко
Таким образом, на территории автономного округа в настоящее время 12 казачьих обществ (реестровое казачество) с общей численностью 777 казаков, из которых 690 казака приняли обязательства по несению государственной службы. Количество членов казачьих обществ, постоянно привлекаемых к охране общественного порядка, составляет 202 человека. Остальные члены казачьего общества привлекаются по мере необходимости на безвозмездной основе. Кроме того, в округе действует 6 казачьих общин, куда входят 105 казаков
В 9 школах округа учится 501 кадет.
В Ямало-Ненецком автономном округе на современном этапе разработана достаточно эффективная система взаимодействия органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления и казачьих обществ. Активно проводятся совместные мероприятия различной направленности, конференции, слёты. На данный момент можно говорить о результативном сотрудничестве между органами государственной власти округа, органами местного самоуправления и казачьими обществами.
Нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность казачества можно оценить, как вполне достаточную, но требующую усовершенствования с учетом запросов и потребностей современного социума. В частности, возникает вопрос о доработке пункта о несении муниципальной службы казаками, уточнения прав, обязанностей и гарантий казачества при несении муниципальной, военной службы и службы по охране общественного порядка; усовершенствования механизма финансирования деятельности казачества.
В настоящее время в культурном и социально-экономическом развитии Ямало-Ненецкого автономного округа отмечается медленное, но все же целенаправленное и стабильное увеличение роли казачества в данных сферах. Наблюдается активизация казачьих движений в сфере развития и подержания своих устоев, традиций и культуры, в общественной жизни округа. Надежды казачества о духовном единении, справедливости, твердом порядке и единой силы вновь обретают актуальность в обществе, хотя и требуют оптимизации под современное его состояние. Основными целями казачества на современном этапе становятся: сохранение культуры и традиций российского народа; поддержание обороноспособности государства посредством, например, создания казачьих воинских частей, отдельных подразделений казачьей территориальной обороны; создания казачьих патрулей по охране и поддержанию правопорядка, охране экологии и природных ресурсов; духовное, патриотическое, спортивное и социальное воспитание молодого поколения; поддержка и развитие кадетских казачьих классов, спортивных секций, военно-исторических клубов.
В целом, система стратегических приоритетов Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере реализации государственной политики в отношении российского казачества определяется его консолидирующей ролью в качестве составной части гражданского общества. Особый интерес представляют культура и традиции, принципы социальной самоорганизации и самоуправления казаков, их влияние на решение актуальных этнических, политических, территориальных и других проблем. Важное значение для государственного строительства имеет исторический опыт казачества по локализации и нейтрализации конфликтов, в том числе межконфессиональных и межэтнических.
Сохранение традиционного уклада жизни российского казачества, оправданный выбор форм и методов конструктивного взаимодействия органов государственной власти с казачеством в интересах решения государственных задач и, в частности, в обеспечении национальной безопасности, сегодня являются одним из важнейших источников приобретения опыта политического управления на региональном и федеральном уровнях, необходимого для строительства новой государственной системы управления.